Фриденсрайх Хундертвассер и его Сказочные дома

Фриденсрайх Хундертвассер и его Сказочные дома

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что «Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон.

 

Запись относится к месту: Австрия

С полузакрытыми глазами,
Также как я постигаю рисунки
Вижу и дома Данкельбунта
Вижу луга на крыше
Вместо безобразного кремового бетона

Фриденсрайх Хундертвассер (Fridensraih Hunderwasser) ( 15.12.1928 — 19.02.2000). Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. «Хундертвассер — это кич!» — восклицают противники. «Хундертвассер — гений!» — парируют сторонники. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку

хундертвассер

Дом Хундертвассера в Вене (его так и называют в путеводителях) — зрелище потрясающее. Это даже не дом, а чудо. Его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. Все стены неровные, полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого.

дома хундертвассера

Это напоминает известную сказку «Ганс и Гретель»: стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна — прозрачные леденцы. Это сказочное жилье — одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца — эстет или обыватель.

Что же так повлияло на творчество этого, несомненно талантливого и самобытного архитектора? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю… Хундертвассера отличают энтузиазм, фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция.  Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Когда ему было 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения — Фриденсрайх Хундертвассер. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием  “Пинторариум”. В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. К примеру, Хундертвассер постоянно одевал разные носки. Составил манифест “Право на третью кожу”, прочитав его в обнаженном виде в 1967 году в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек.
На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год

фриденсрайх с матерью

Хундертвассер с Ren? Br? в павильоне Castiglione в Saint- Mand? возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950

1950_pavillon_castiglione_big

Hundertwasser на своей выставке в Студии Поль Facchetti, Париж, 1954

хундертвассер

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов — скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Самый образцовый такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху — хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: «почему, вы носите разные носки?» Он каждый раз отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!» Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Ниже на фото видны эти непрерывные линии.

1959_lerchenfeld_art_big

Hundertwasser в Tokиo, 1961

1961_tokio_big

Hundertwasser на Евровидении, Дюссельдорф, 1972

1972_eurovision_big

Hundertwasser с его живописями в Австрии, 1978

1978_weinviertel_big

Трехмерные образцы монет, 1978

1978_muenze_1_big1978_muenze_3_big

Марки Хундертвассера

1979_kopf_big1979_regenbogen_fenster_big

1979_schwarze_baume_big 1983_six_postage_stamps_big

Любимое животное Фриденсрайха — улитка с домиком на спине.

1983_ny_big

Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

1973_milano_tree_big

Художник скончался 19 февраля 2000 года в Новой Зеландии.

fh1-76ba3

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.

1987_baernbacher_big

В ХОЛМАХ ЛУГА, модели Архитектуры, 1989

1989_huegelwiesenland_big

1989_tankstelle_big

Проекты телефонных карт, 1992

1992_lange_herr_big1992_langer_hut_big

1992_diehoelzersieben_big

Фонтан 1993/94

1993_spiralenfusshand_big

КОНДОР БОИНГА 1995 год.

1995_airplane_design_big

Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998

1998_orient_stadion_big

Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори

2008_grab_big

Он похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:

Church of St. Barbara(1987/1988)

arch_0050_31_SC

Motorway Restaurant, Bad Fischau

arch_0063_3_SC

Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

arch_0073_4

In the Meadows Bad Soden 1990-1993

arch_0076_2

Living Beneath the Rain Tower, Plochingen 1991-1994( “Дождевая башня”)

Regenturm_1

Children’s Day-Care Centre Heddernheim 1988-1995 (Детский центр)

Kindertagesstatte_Heddernheim

Thermal Village Blumau — The Rolling Hills 1993-1997(Отель)

therme_nacht_panorama

Дом Хундертвассерa 1983-1986 (Жилое Здание Города). Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) — жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

arch_0044_12

Kids Plaza Osaka — A Children’s Adventure Architecture 1996/97(Детская игровая площадка)

arch102_kidsplazaosaka

Винокурня Хундертвассера 1992-1999

 USA_060923_427

Гимназия им. Мартина Лютера 1997-1999

Martin-Luther-Gymnasium-in-Wittenberg-3

Kawakawa Public Toilet 1999(Общественный туалет)

Kawakawa_Toilet

800px-Hundertwassertoilette2

Лесная спираль в Дармштадте 1998-2000

arch_waldspirale_13

Городской вокзал, Ильцен 1999-2000()

 umweltbahnhof_10

«Mop» Maishima Incineration Plant 1997-2001( Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)

Mop_Maishima_Mullverbrennungsanlage

Altenrhein Indoor Market 1998-2001(Крытый рынок)

Markthalle_Altenrhein

Maishima Sludge Center 2000-2004

sludgecenter_087

Ronald McDonald House 2004-2005(Семейный центр)

Ronald-McDonald-2

Зеленая цитадель Магдебурга 2003-2005 (Комплекс “Die Gr?ne Zitadelle”)

arch_0128_pu2

KunstHausWien 1989-1991

arch_0068_8_sc_big

Башня Хундертвассера (Абенсберг, Германия), 1999-2010

2010-arch131--Hunderwtasser_Tower--01

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный «дом», наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…