Стеклянное искусство Шайны Лейб

Стеклянное искусство Шайны Лейб

В XXI столетии в мире искусства зажглась ещё одна звёздочка. Шайна Лейб перевернула с ног на голову все принципы стеклянных скульптур, создав уникальную «подводную» серию работ, завораживающих своей живостью и реалистичностью…

Запись относится к месту: США

Шайна давно уже осваивала искусство создания скульптур из стекла и металла, но в какой-то момент поняла, что ей есть что сказать этому миру, бросила докторскую диссертацию по философии и с головой ушла в работу, результатом которой сегодня изумлённо любуются искусствоведы и простые люди, далёкие от искусства

В скульптурах Шайны Лейб легко угадываются очертания всевозможных подводных растений, вообще все её работы поражают своей «текучестью», будто фотокамера запечатлела какой-то умопомрачительный кадр в движении. Отличие только в том, что это скульптуры, а не фото, и с разных сторон открываются совершенно разные детали

Девушка использовала потенциал стекла, его способность создавать оптические иллюзии, по-разному преломлять свет и отражать его, благодаря чему её скульптуры буквально «дышат»

Каждая часть такой вот мозаики требует минимум месяца работы, причём процесс это очень щепетильный и многошаговый. Начинается всё с вытягивания 10-20-метровых сегментов, так называемых стеблей, очень похожих на огромные раскалённые ириски, причём этот шаг надо повторять от 8 до 200 раз, в зависимости от масштаба необходимой части. Чтобы объяснить ещё проще: представьте, что Шайна делает около полутора километров тонких стеклянных стеблей, которые она потом разделяет на десятки тысяч кусочков нужной ей величины. Затем начинается скрупулёзный и утомительный процесс построения самой скульптуры, при котором на каждые 5 см2 уходит по 45 минут…

Вдохновение Шайна черпала в движении растений, травинок, их колыхании при смене направления ветра — вот почему её скульптуры кажутся такими живыми, ведь если подойти поближе, то можно буквально ощутить, как каждая травинка, каждая мелочь тянется за невидимым ветром

«Меня интригует вид множества крошечных частей одного целого, изгибающихся под действием ветра. Увеличив масштаб, можно заметить, как каждая отдельная былинка движется в этом потоке. Всё в природе обладает этим качеством»

Первой признанной работы Шайны был «Поток — 2 июня, 17:46», на создание которого у девушки ушло два месяца и 40 000 рукотворных стеклянных элементов. Скульптура была представлена в 2003 году на выставке SOFA в Нью-Йорке, где заняла первое место и получила национальное признание

Тогда же Шайна выразила своё намерение создать серию таких «Моментов» — скульптур, «застывших» во времени. У каждой части есть два названия, движение или описание, сопровождаемые минутой, в которую получившаяся картина была «заморожена»

Названия — Обход, Статика, Коагуляция, Поток — каждое из них даёт определённый проблеск, точку опоры для правильного понимания отдельных ритмичных «движений» скульптур

Шайна воспринимает стекло как музыку. Она проводит параллели между текучестью нот и формами, которые она делает из стекла, а получившаяся цельная картина для неё сродни музыкальному произведению, написанному от начала и до конца. Поэтому в её скульптурах можно уловить своеобразный ритм и даже расставленные в нужных местах интервалы

Когда Шайна Лейб создаёт скульптуру, она использует стекло особым способом. Создаваемые ею формы выглядят очень живыми, настоящими, что само по себе уникально, учитывая насколько работа со стеклом сложна и непредсказуема

Создание таких удивительных скульптур было бы невозможным, не обладай Шайна прямо-таки невообразимой скрупулёзностью, трудолюбием и вниманием к деталям

И в завершение — небольшое попурри из множества необыкновенных работ Шайны Лейб