Гейши не куртизанки и не жены, они продают свое искусство, а не тело. Они создают иной, потаенный мир, где царствует красота. Само слово гейша означает искусница. Быть гейшей, значит быть живым произведением искусства.
Слово гейша, как вы уже догадались, японского происхождения. Оно произошло от слова гэйся, что в буквальном переводе значит «человек искусства», иероглифами обозначается так ?? («гей» – искусство и «ся» – человек). Тривиально принято считать, что гейша это японская «актриса», которая занимается развлечением мужчин, не подумайте о плохом, хотя… о плохом следует подумать, но об этом чуть дальше. Чем же могла развлечь гейша мужчину? Конечно же танцами, пением, провести чайную церемонию гейша просто обязана была уметь, и, конечно же, что так необходимо мужчине, как… задушевная беседа.
Итак, общепринято считать, что первый гейши появились в Японии в 17 столетии. Появились они в самых крупных на тот момент, да и сейчас, японских городах: Токио, Осака и Киото. Суть в том, что в этих городах появились районы, в которых начали отдыхать мужчины, японские мужи стали придаваться застольям, сплетням и, конечно же, различным видам разврата. Вы сразу подумаете бедные гейши им приходилось заниматься с мужчиными… Но тут мне придется Вас немножечко удивить… первыми гейшами были МУЖЧИНЫ! Да, да, именно мужчины – актеры театра кабуки. В таких районах сформировались две профессии, точнее одна их этих профессий существовал испокон веков, та, что самая древняя, таких женщин стали называть юдзё, ну а массовики-затейники стали называться гейся. Знаменательным моментом стал 1751 год, когда гейся стала женщина.
Итак, гейся (далее- гейша) главным образом развлекали своих клиентом веселой беседой, ну какой отдых без компании? и игрой на «народном» японском музыкальном трехструнном инструменте – сямисэн.Примерно в середине ХVI в. в Японию через острова Рюкю был завезен новый струнный музыкальный инструмент – дзябисэн. Его видоизмененный японский вариант, названный сямисэн.
Сямисэн Дзябисэн
Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней. В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (??? карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (?? — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.
Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан», она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.
Минэко Ивасаки
Девочек, которым судилось стать гейшами, с детства приучали к позитивному настрою.
Они росли и учились радоваться всему. Красивый закат, дуновение ветра, цветок —все это было поводом к радости. Выростая, девочки превращались в спокойных, уверенных в себе женщин.
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (яп. ??) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла. Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте: японской лютне — сямисэне), флейте «фуэ» и барабане «цуцуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.
Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать майко, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. После этого она вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя. Майко пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эрикаэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. На церемонии «эрикаэ» прядь пучка волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эрикаэ Лиза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.
С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» — покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.
Вопреки бытующему мнению, гейши не проститутки. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок таю: и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и её род занятий. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать услуги за деньги.
Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит обслуживание своих клиентов — если гейша и делает это, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии. Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Гейшами становятся не потому, что выбирают, а потому, что нет выбора.