Проблема снижения слуха в России стоит достаточно остро. Доказательством тому является факт, что с 2008 года всем новорожденным еще в роддоме проводят обязательный неонатальный скрининг, включающий обследования не только на врожденные генетические заболевания и обменные патологии, но также и на нарушения слуха. Называется данный тест регистрацией вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ).
Дело в том, что заподозрить у младенца тугоухость родителям сложно, особенно если степень нарушения слуха не велика. Но если упустить время, это чревато проблемами развития: и в психоречевом, и в психоэмоциональном, и в физическом плане. Вплоть до полного отсутствия речи и нарушений интеллекта.
И только представьте себе: если проблему выявить и успеть устранить до 6-месячного возраста, ребенок может развиваться так же, как абсолютно здоровые дети с нормальным слухом!
Содержание
- Что должно насторожить родителя?
- Как диагностируют слух у детей?
- Как родители могут помочь своему ребенку?
Что должно насторожить родителя?
В норме младенцы уже с первых дней жизни так или иначе реагируют на звуки:
- Новорожденные вздрагивают от резких и внезапных звуков, иногда могут поворачивать голову в их направлении.
- В 2 месяца начинают различать высоту, тональность, интенсивность. Но понятно, что родителям этого не заметно.
- К 4 месяцам младенец узнает голоса родителей и пытается вокализировать звуки или, говоря проще, гулить.
- В полгода у него появляется лепет, отдаленно напоминающий слова (да-ба-ба, та-та-та и т. д.).
- В районе года он начинает говорить простые слова (мама, папа, дай и т. п.) и уже понимает более сложные (гулять, купаться, молоко и т. п.).
В случае если вы заподозрили проблему (даже если ребенок успешно прошел ОАЭ в роддоме), обязательно и как можно скорее обратитесь к сурдологу. Именно этот специалист занимается лечением нарушений слуха. Но сначала их предстоит диагностировать.
Как диагностируют слух у детей?
Методы диагностики делятся на объективные и субъективные. Первые подходят абсолютно всем. Это ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. Мы не будем разбирать их подробно (назначать и интерпретировать результаты обследований – работа специалиста), а только заметим, что все обозначенные процедуры безболезненны и абсолютно безопасны, поэтому бояться их не стоит.
Субъективные методы подразумевают участие пациента, он должен выполнять распоряжения врача, поэтому малышам до 3 лет такие тесты не назначают. Если ребенок старше, к диагностике могут привлечь сурдопедагога, тогда обследование будет проходить в игровой форме.
Субъективные методы помогают уточнить диагноз. Например, в нашей практике была такая профессиональная «головоломка», когда объективные тесты, проведенные двухлетнему пациенту, показывали 4-ю степень снижения слуха, а его родители утверждали, что, если бы не обследования, они бы вообще считали, что никаких проблем со слухом у ребенка нет. С помощью сурдопедагога были проведены субъективные тесты, которые показали только 1–2-ю степень снижения слуха. В результате было принято решение компенсировать слух с помощью слуховых аппаратов, настроенных на 2–3-ю степень снижения слуха, и включить в программу реабилитации обязательные занятия с сурдопедагогом.
Да, такие случаи скорее исключение, однако именно они демонстрируют, как важно найти опытных специалистов, которые помогут решить проблему, какой бы сложной она ни была. При этом лечение на постановке диагноза, подборе и настройке слуховых аппаратов (или кохлеарной имплантации в случае тяжелых потерь слуха) и даже занятиях с сурдопедагогом не заканчивается. Родителям тоже придется вносить свою лепту – много и постоянно заниматься с малышом.
Как родители могут помочь своему ребенку?
Принимать самое активное участие в слухоречевой реабилитации. Ведь вашему ребенку нужно научиться реагировать на звуки, разбирать речь и говорить. Для этого вам потребуется не только выполнять рекомендации специалистов медицинского центра, ведущих ребенка, но и погрузить малыша в среду людей с нормальным слухом, привнести в его жизнь много общения: в кругу семьи, со сверстниками и даже незнакомыми людьми.
Почаще создавайте для ребенка ситуации успеха, в которых он пользуется новым навыком, сначала самые простые, а со временем посложнее, обязательно хвалите его, только тогда у него будет повышаться мотивация. Пусть сегодня он сможет выучить только одно новое слово, но поверьте, когда-нибудь он сможет рассказать выученный стишок на утреннике в детском саду или семейном торжестве.
Дорогие родители, если у вас есть малейшие подозрения на наличие тугоухости у ребенка, ни в коем случае не откладывайте визит к врачу! Ведь от этого зависит эффективность лечения и реабилитации малыша: чем раньше проблема диагностирована, тем меньше она скажется на его развитии, а значит, и качестве жизни.