Карлов мост. История знаменитого сооружения

Карлов мост. История знаменитого сооружения

В древности жителям Праги требовалось прилагать много усилий, чтоб переправиться с одного берега реки Влтава на другой. Приходилось искать броды, пользоваться переправами — но все это было совсем не эффективно. Затем начались попытки построить мост, сначала это были деревянные сооружения, ну а первый каменный мост возвели здесь в 1160 году. Это были первые предшественники знаменитого Карлова моста, одной из самых ключевых достопримечательностей Праги. В этой статье я расскажу про Карлов мост и его историю.

Запись относится к месту: Прага

Естественно, вышеупомянутые мосты были не прочными и первые же наводнения снесли их. Карл IV решил кардинально взяться за строительство нового капитального моста, и в 1357 году началось его возведение. Проект Карлова моста поручили разработать архитектору Петру Парлержу, который проектировал также собор Святого Вита в знаменитой королевской резиденции под названием Пражский Град. Интересный факт, на тот момент архитектору было всего 22 года. Но его проект сразу же понравился императору, и началось строительство, растянувшееся на 50 лет. Мост украшали скульптурами, и постепенно он превратился в музей под открытым небом. Карлов мост знаменит многочисленными статуями святых, установленными по обе стороны на протяжение всей длины сооружения. На протяжение веков мост был единственной связью Малого Града на левом берегу Влтавы и Старого Города на противоположной стороне. С моста открывается потрясающий вид на средневековые башни, церкви и дворцы Праги. Особенно прекрасен вид на Пражский Град, доминирующий над Малым Городом.

История Карлова Моста

Мост назвали в честь императора, его длина — 516 метров, а в ширину он составляет 10 метров, опираясь на 16 мощных опорных балок. Начиная с 1974 года Карлов мост стал полностью пешеходным, здесь всегда гуляют тысячи туристов, покупая многочисленные сувениры и фотографируясь со статуями. Со стороны старого города на мосту установлены две большие башни в стиле готики, куда можно подняться и осмотреть сверху реку и само сооружение.

Не обошлось без повреждений и у нового моста, в 1890 году произошел мощный разлив Влтавы, проход между опорами был заблокировал плотами и они обрушились. Но в этот раз обрушение было незначительным, и мост был быстро восстановлен. Удивительно, что в течение почти 5 столетий Карлов мост был единственной переправой через Влтаву.

Из-за своего особенного расположения, Карлов Мост играл важнейшую роль в истории Праги. В 1648 году, в конце Тридцатилетней войны именно здесь были остановлены наступающие шведы, а в 1774 тут были повержены пруссы. Сегодня мост постоянно заполнен туристами, продавцами сувениров и уличными артистами, как одна из самых популярных достопримечательностей Праги. В начале 1158 года, во время правления Короля Владислава II, рядом с нынешним расположением Карлова мосты был построен первый каменный мост. Он заменил старое деревянное строение, став одним из первых каменных мостов Европы, построенных после падения Римской империи. Достроенный в 1172 году мост назвали Юдитиным, в честь Юдиты из Турингии — супруги Владислава II. Однако, этот мост был уничтожен во время большого наводнения 1342 года.

В 1357 король Карл IV заказал строительство нового моста. Контроль над проектом был передан архитектору Петру Парлержу, также работавшему над собором Св. Вита. Парлерж построил 502-метровый мост к северу от от бывшего Юдитина моста. Установленный на 16 арках мост был достаточно широк для одновременного прохождения четырех экипажей. Строительство Карлова моста было завершено в 1402 году. На протяжение более трех столетий (до 1742 года) мост был единственной связью между берегами Влтавы. На то время мост назывался Пражским, либо Каменным. Так было вплоть до 1870 года, когда мост назвали Карловым в честь Короля Карла IV.

Изначально, Карлов мост был спланирован без каких-либо украшений и статуй, кроме деревянного креста по центру. В 17 столетии деревянный крест был заменен бронзовым распятием, а первая статуя Иоана Непомуцкого была добавлена в 1683 году. Статуя стала популярной, потому в начале 18го века на мосту появились еще 20 статуй. Со временем добавлялись и другие статуи, самая последняя из которых была создана в 1938 году. Сегодня Карлов мост украшают 30 статуй.

Сегодня трудно вообразить, что когда-то на Карловом мосту ездил транспорт, и даже была трамвайная линия. В 1950 мост сделали пешеходным — с тех пор он всегда заполнен многочисленными туристами. Главным украшением моста является балюстрада с барочными статуями, многие из которых были заменены копиями, чтобы избежать повреждения и разрушения оригиналов во время частых разливов реки Влтавы. Оригинальные статуи демонстрируются в национальном музее Лапидариум.

Статуи Карлова Моста

Не все статуи Карлова Моста обладали выдающимся качеством, но среди них есть действительно шедевры искусства. Наиболее выделяются статуи богемских скульпторов Фердинанд Брокоффа и Матиаса Брауна. Бронзовая статуя Яна Непомуцкого была создана в 1683 Маттиасом Раухмюллером и Йаном Брокоффом — это была первая статуя Карлова моста, установленная на месте казни католического священника Непомуцкого, тело которого было сброшено с моста. Считается, что касание статуи приносит удачу, несмотря на такую печальную историю.

Одна из самых знаменитых работ на Карловом мосту — скульптурная группа Св. Луитгарды, созданная в 1710 году Маттиасом Брауном. Она изображает слепую фламандскую монахиню Луитгарду, к которой пришло видение замученного Иисуса. Рядом с Малыми башнями расположены две прекрасных скульптуры, созданные Фердинандом Брокоффом в 1714 году. Одна из них изображает трех святых: Св. Иоанна из Мата, Св. Феликса и Иоанна Крестителя, основавших Орден Пресвятой Троицы. Напротив установлена статуя Св. Вита, ногу которого облизывает лев. Вход на Карлов Мост был защищен мостовыми башнями, построенными с обоих его концов. Башня со стороны Старого Города была построена Петером Парлержем в период с 1370 по 1391 год. Две башни со стороны Малого Града включают Юдитину башню 1188 года и башню короля Георга, построенная в 1464.

Сейчас это исключительно туристическая достопримечательность Праги, здесь бурлит жизнь, собираются художники, музыканты, торговцы сувенирами и манифестанты.

Отдельное внимание стоит уделить башне, построенной по проекту Палержа у въезда на мост. Её называют одной из красивейших старинных башен Европы, с чем сложно поспорить. Староместская башня украшена множеством скульптур и построена в особом стиле, а внутри устроена обзорная площадка с захватывающим видом на Карлов мост и Влтаву.

Тут сохранился также ряд старинных сооружений, водонапорная башня, мельницы и плотина, а также Карловы бани. Сейчас здесь расположились рестораны и магазины с сувенирами. Скромной отметкой на стене башни отмечен рекордный уровень подъема воды на Влтаве во время печально известного наводнения 1980 года.

Все статуи на Карловом мосту были заменены на копии, а оригиналы хранятся в Национальном музее. Карлов мост можно смело включить в список самых красивых мостов мира, где он займёт одно из ведущих мест.