Родители ругают своих детей, чтобы исправить их поведение, надеясь в дальнейшем что они прекратят плохо себя вести. Что парадоксально в этом виде наказания, так это то, что оно может иметь противоположный эффект, сообщает Science Daily.
Профессор Андреас Эдер в Институте общей психологии Университета Вюрцбурга сделал это открытие во время исследовательского проекта.
Содержание
- Исследователи использовали электрический шок, как наказание
- Предположения не подтверждены
- Тип наказания является решающим
Исследователи использовали электрический шок, как наказание
О чем был эксперимент? Команда руководителя проекта Эдер попросила участников теста выполнить простую задачу. На экране установили мигающий номер. «Участники должны были решить, будет ли число больше или меньше пяти», – объясняет ученый. Они должны были сообщить свое решение, нажав клавишу: левая клавиша была для значений от одного до четырех, а правая клавиша – от шести до девяти.
Но ранее участникам сказали, что при нажатии одной из двух клавиш они получат слегка болезненный удар электрическим током. «Они испытали ожидание дискомфорта при нажатии по клавише», – говорит Эдер.
Ученые предположили, что участники в итоге должны медленнее нажимать на кнопку.
Удивительно, но совершенно неожиданно. Участники нажали клавишу, вызывающую боль, еще быстрее, чем раньше. Этот результат поразил ученых. Поэтому одного наказания недостаточно, чтобы остановить нежелательное поведение.
Предположения не подтверждены
При поиске объяснений ученые предположили, что быстрое нажатие вызвано усилением возбуждения. «Возможно, участники хотели быстро справиться с этой болью, и поэтому они стремиться быстрее пройти этот дискомфорт, и не испытывать чувство страха», – говорит Эдер.
Но другой эксперимент показал, что физическое возбуждение не несет ответственности за эффект. «Опять же, участников попросили решить задачу. Дали два ключа: один из них вызывал слабый электрический шок, а другой – довольно сильный».
Оказалось, что участники быстрее нажали клавишу, только когда за этим последовал слабый шок. Не было никакого стимулирующего эффекта после получения сильного шока, несмотря на то, что этот человек был возбужден последним. Таким образом, повышенное возбуждение не является правдоподобным объяснением эффекта. Тогда почему участники быстрее подвергли себя боли?
«Мы смогли показать, что наказание само по себе не приводит к подавлению плохого поведения», – подводит итог результатов Эдер.
Вместо этого он может даже способствовать выполнению нежелательного поведения при регулярном применении.
«Это тот случай, когда карательный стимул используется в качестве обратной связи для контроля поведения».
Поэтому, если речь идет о последствиях поведения, которое ожидается перед нажатием клавиши, также должно быть возможным стимулировать реакцию, используя нейтральный стимул. «В этом случае вибрация должна быть достаточной», – говорит Эдер. Это предположение было подтверждено в дальнейших экспериментах.
Проще говоря: мозг использует поведенческие последствия, чтобы добиваться своего легче, даже если последствия для нас неприятны.
Тип наказания является решающим
Психолог подчеркивает: «Это не говорит о том, что наказание не работает в целом. Оно всегда приводит к подавлению поведения». Даже когда участники знают, что последуе неприятное поведение.
Парадоксальный стимулирующий эффект наказания вероятен, если нет альтернативы наказанному поведению, нужно быстро принять меры и довольно мягкое наказание.
Поэтому важно также дать четкую обратную связь для желаемого поведения в качестве ориентировки для ребенка. Потому что ребенок может научиться останавливать нежелательное поведение, когда у него есть явная альтернатива проблемному поведению. Ежедневные образовательные практики должны быть направлены на то, чтобы указать на эти альтернативы ребенку.