Синдром Аспергера: симптомы и признаки, причины и лечение

Синдром Аспергера: симптомы и признаки, причины и лечение

Стоит насторожиться, если  кто-то из знакомых крайне необщителен, зацикливается на чем-то своем, не любит прикосновений, лишен чувства такта и не понимает намеков. Возможно, он страдает слабой формой аутизма (около 1 % населения на Земле – аутисты), а именно синдромом Аспергера (СА). Усугубление симптомов ведет к суицидальным наклонностям.

Содержание

  • Синдром Аспергера – что это за болезнь?
    • Особенности проявления у детей
    • Особенности  проявления у взрослых
    • Синдром Аспергера и аутизм
  • Общие сведения
  • Патогенез
  • Причины, факторы риска
  • Классификация
  • Код МКБ-10
  • Признаки и симптомы
    • Признаки синдрома у детей
    • Признаки синдрома у взрослых
    • Тип аутичности
    • Положительные стороны синдрома
  • Диагностика
    • Диагностические критерии для определения синдрома
    • Тесты
    • Дифференциальный диагноз
  • Лечение
    • Медикаментозная терапия
    • Немедикаментозные способы лечения
    • Физиотерапия
    • Питание и физические нагрузки (ЛФК) при синдроме Аспергера
  • Последствия и осложнения
  • Прогноз
  • Профилактика
  • Известные люди с синдромом Аспергера
  • Заключение

Синдром Аспергера – что это за болезнь?

Синдром Аспергера – это расстройство психического развития, со свойственными ему проблемами социального взаимодействия. Данное расстройство аутистического спектра (РАС) считается одной из слабых форм аутизма. Иногда его называют «синдром Инопланетянина», такое название обязано череде странных проявлений. Они замкнуты, сконцентрированы на «своем», часто ведут себя странным образом, будто оказались на чуждой им планете среди чужаков.

Особенности проявления у детей

Чаще всего диагноз устанавливается от 4 до 11 лет, но иногда в более позднем возрасте. Отклонение становится заметнее всего в 6 лет.

Синдром Аспергера у детей проявляется тотальным погружением в определенное занятие. Это может быть рисование, спорт, игра, вышивание, чтение, прочее. Предпочтение отдается логическим играм, где присутствует системность, а не ролевым спонтанным. За увлекательным занятием дитя даже не отвлекается, чтобы поесть или выполнить повседневные нужды. Родителям кажется, будто их чадо «идеально», поскольку он или она настолько заняты творчеством, что у родителей полно времени для важных дел.

Синдром Аспергера: симптомы и признаки, причины и лечение

Среди проявлений Аспергера у детей выделяют следующие признаки:

  • беспокойный сон (спят чутко, просыпаются от малейшего шороха);
  • чрезмерная капризность;
  • одержимость каким-то предметом (напр. глубокое изучение брендов пылесосов, видов рыб, политических деятелей);
  • безразличие к сверстникам;
  • неразвитость мимики, жестикуляции;
  • плохая координация;
  • позднее развитие мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, аккуратно писать тексты);
  • «академическая речь» (большой словарный запас);
  • монотонный поток слов (без устали говорить о том, что интересно, игнорируя все вокруг);
  • развитая сенсорная чувствительность (обостренный вкус, обоняние, осязание, шумобоязнь);
  • резкие смены интонации (громкая, резкая или быстро вскрикивающая);
  • отсутствие эмоциональности;
  • непринятие режима в детском саду;
  • слабое развитие инстинкта самосохранения (перебегает бесстрашно дорогу или трогает раскаленные предметы).

Интеллект соответствует норме или превышает ее. Имея огромный багаж знаний, зачастую возникают сложности при его применении.

По мере взросления дети стараются влиться в окружающую среду, а социальная незрелость частенько этому препятствует. Чтобы адаптироваться, малыш ищет пример для подражания, затем полностью копирует его поведение, примеряя роль «нормального». Но случается так, что пример для подражания «плохой парень», тогда аспи-подросток перенимает худшие качества.

Особенности  проявления у взрослых

Синдром, как считает большинство, заболевание детское, а по мере взросления оно искореняется, но это ошибочное мнение. Люди болеют синдромом до конца жизни, только становясь старше, они лучше приспосабливаются к нормам поведения, «мимикрируя». Несмотря на неизлечимость Аспергера симптомы со временем сглаживаются.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется педантичностью, самодостаточностью, сильной сосредоточенностью, внимательностью к деталям, отмечается высокая работоспособность. Если их интересует определенная область, то почерпнутые из интересующей сферы знания очень глубоки и структурированы, а память отличная.

У взрослых необычный тембр голоса, небогатая мимика, наблюдается отсутствие зрительного контакта (собеседник избегает этого), неприязнь к объятиям или любым прикосновениям, трудности с этикетом, бестактность (вследствие отсутствия интуиции, подсказывающей как себя вести по ситуации). Человек может не дослушать собеседника и запросто уйти по своим делам или же когда пришел гость открыть ему дверь, посмотреть на него и, не поздоровавшись пойти обратно в дом. Правила этикета им чужды.

Они навязчиво фокусируются на определенной тематике (зачастую довольно странной), безустанно говорят о ней, не ощущая, что собеседнику она безразлична. Складывается впечатление «компьютерного разговора», поскольку собеседник обрушивает тонны информации без остановки. Иногда происходит неожиданное переключение на новое занятие.

Среди признаков Аспергера у взрослых отмечаются также: строгое следование порядку, неспособность сопереживать, упрямство (никакие доводы не помогут изменить свою точку зрения), непонимание сарказма, неспособность делиться впечатлениями. Зачастую окружающие считают этих личностей бесчувственными.

Синдром Аспергера и аутизм

Впервые об аутизме заговорили в 1911 году. Тогда расстройству не придавали огромного значения, поскольку аутистов насчитывалось намного меньше – примерно 5 чел. из 10 тыс.

Аутизм – это нарушенное психическое развитие, проявляющее себя как замкнутость, отчужденность, ограниченный круг интересов. Сейчас статистика стала тревожнее, поскольку аутизм встречается чаще. Так ВОЗ объявила, что на каждые 100 чел. найдется 1 аутист. Рекорды по заболеваемости бьют такие страны как Южная Корея и Америка, где этим заболеванием страдает каждый 38-й.

Среди аутистических патологий выделяют отдельно синдром Аспергера. Нарушение определили как форму аутизма. Однако сейчас все больше врачей считают, что это простое психическое отклонение, потому что страдающие синдромом часто опережают других по умственным способностям, иногда становясь гениями. В истории полно примеров известных гениальных личностей с данным недугом.

Общее между аутизмом и синдромом Аспергера то, что в проблемной ситуации человек переживает аномальное стрессовое состояние, уходит в себя (раскачивается монотонно, смотрит в одну точку, кричит, плачет), не находит общий язык с окружающими, избегает зрительных контактов. «Аспергеры» от аутистов отличаются сохраненным интеллектом (порой сверхразвитым), быстрым речевым развитием (раннее формирование речи показательно для дифференциальной диагностики).

Одним из первых исследователей данного аутистического расстройства стал австрийский педиатр Ганс Аспергер. В 1938 г. он заметил, что некоторые дети не находят общий язык с ровесниками, а эмпатия (сопереживание) им не присуща. Ганс тогда дал такое определение состоянию как «аутистическая психопатия».

Однако больных с таким диагнозом ждала печальная участь. Ганс Аспергер, как утверждает историк Хервиг Чех, после обследования направлял детей, симптомы которых соответствовали аутистической психопатии в «Ам Шпигельгрунд»  – венскую клинику, где производилась эвтаназия по нацистской программе для «недостойных жизни». За период 1939-1945 гг. совершено около 800 убийств несовершеннолетних. Самой частой причиной смерти становилась пневмония, вызванная приемом назначенных барбитуратов (лекарства, угнетающие ЦНС).

Позже в 1981 году современное название состоянию «синдром Аспергера» дала Лорна Уинг – британский врач-психиатр.

Общие сведения

Существует активистская организация под названием «ASPIE». Активисты не считают синдром Аспергера болезнью и хотят, чтобы расстройство исключили из МКБ (международной классификации болезней). Аспи уверены, что синдром, признаки которого считаются «странными», нужно перестать лечить (проводя аналогию с гомосексуализмом, который раньше тоже лечили), так как это простая индивидуальная особенность, отличающая личность от нейротипичных (обычных) представителей. Аспи сильно обижаются, когда их называют аутистами. Аспергерные аутисты придерживаются мнения, что идеальной конфигурации мозга не существует, каждый нейроразнообразен.

Врачи признают, что болезнь не тяжелая, но ее по-прежнему нужно выявлять заранее и лечить, чтобы адаптировать индивидуума к социуму.

Сложно точно посчитать количество больных детей, симптомы редко ярко выражены, особенно до 3 лет. Согласно литературным данным синдром Аспергера встречается у них с частотой 1: 10 000.

Патогенез

Согласно исследованиям основу механизма развития отклонения составляет наследственный фактор, экологическое воздействие, экзогенные (внешние) факторы. Ученые объясняют, синдром, вероятно, связан с аномалией структур головного мозга во время эмбрионального развития.

Предполагается, что на этапе формирования структур мозга происходит сбой в функционировании зеркальных нейронов головного мозга. Они отвечают за навык повторения. При виде выполнения какого-то действия со стороны другой особи эти нейроны возбуждаются, автоматически записывая информацию о поведении другого индивидуума. Так сложилось эволюционно, данный механизм подражания помогает младенцу адаптироваться, опираясь на авторитет взрослых. Однако система зеркальных нейронов не совершенна, если учитывать мышление, поскольку она делает его зависимым от кого-то. При взрослении формируется уже собственная рациональная форма мышления.

Причины, факторы риска

До конца неизвестно, что послужило началом синдрома Аспергера. Ученые склонны думать, что виной всему наследственность, а именно предрасположенность по отцовской линии, поскольку 80% случаев приходится на мужской пол. Среди девочек также встречается синдром Аспергера, однако они умеют приспосабливаться к обществу, охотно вступают в ролевые игры еще в детстве, чтобы учиться правилам поведения, поэтому даже если отклонение имеется, его сложно определить.

Существует несколько теорий возникновения РАС. Первая гласит о том, что виновником «странного» поведения являются тератогены (химические вещества, отравляющие организм). Плод уязвим к веществам на первых 8 неделях после зачатия. Плохая экологическая обстановка вполне может выступать ключевым звеном патогенеза синдрома, но это не подтверждено исследованиями.

Вторая теория описана выше в патогенезе и звучит как теория зеркальных нейронов, по которой ввиду дисфункции нейронов теряется способность подражать.

Третья теория о слабой центральной когерентности. Она основана на неспособности связывать воедино много различных деталей, откуда всплывает неспособность восприятия контекста, общей картины.

Существует еще четвертая теория американского психолога Бруно Беттельгейма под названием «мать-холодильник», подразумевающая холодные, отчужденные отношения между матерью и дитем, что впоследствии приводит к расстройствам аутистического спектра, но позже теорию опровергли.

Некоторые психиатры склонны думать, что синдром Аспергера у детей это результат перинатального повреждения ЦНС (центральной нервной системы). Оно дает о себе знать лишь, когда младенец рождается. Как утверждали Mnukhin & Isaev (1975) в половине случаев нарушению функций мозга и синдрому сопутствовала гипоксия (низкое содержание кислорода) при рождении.

Сейчас еще изучается связь между появлением синдрома и недоношенностью, профилактической вакцинацией, вмещающей ртутьсодержащие консерванты, гормональными сбоями (переизбытком кортизола, тестостерона), синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

К факторам риска относится:

  • наследственная предрасположенность;
  • вредное влияние токсических веществ на ранних этапах беременности (курение, загрязненная экология);
  • мужской пол;
  • внутриутробные инфекции (герпес, краснуха, токсоплазмоз).

Плохая экологическая обстановка занимает не последнее место при различных болезнях, поэтому не исключено, что она тоже провоцирует синдром. Если беременная женщина дышит токсичным воздухом, вероятно у малыша возникнет сбой в росте.

Классификация

Синдром Аспергера причислили в классификацию руководства по психическим расстройствам DSM-5 (2013), но позже удалили, заменив «расстройством аутистического спектра» (РАС), которое в 4-й редакции DSM- IV тоже включает этот синдром. Также ВОЗ внесла его к МКБ-10, как РАС, нарушающее функционирование личности, подразумевающее ограниченные, повторяющиеся интересы.

Современная классификация ставит синдром Аспергера наряду с такими патологиями:

  • синдром Каннера (ранний детский аутизм);
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм (отличается от обычного более поздним началом, отсутствием одного из признаков);
  • детское дезинтегративное расстройство (внезапная утрата уже приобретенных навыков).

Код МКБ-10

Согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра синдрому Аспергера присвоен код F84.5.

Признаки и симптомы

Если есть подозрения на синдром, признаки будут проявляться в зависимости от возраста больного. Так, для взрослых и детей симптомы разнятся.

Признаки синдрома у детей

Для раннего возраста характерна высокая активность, сменяющаяся с годами на депрессию в юношеском возрасте.

Младенцы, имеющие синдром, ведут себя либо очень спокойно, либо раздраженно, что проявляется трудностями со сном (чуткий сон, пробуждения среди ночи, бессонница). Приходя в детский сад, малыш не хочет отпускать родителей, отказывается подключаться к коллективу и играть, держится обособленно. Адаптация дается трудно, впоследствии малыш становится уязвимым к инфекциям, часто болеет, что еще сильнее ограничивает круг общения.

Навязчивый интерес

Дети глубоко погружаются в выбранное дело. Поскольку обладают отличной памятью и сосредоточенностью на деталях они способны сходу назвать 90 видов динозавров, их характеристики или же перечислить каждую марку автомобиля и модели. Причем начиная разговор их уже сложно остановить.

Изоляция

Из-за ограниченных интересов дети остаются одиночками. Им сложно найти того, кто будет разделять их интерес и постоянно слушать, так как они любители поговорить только о «своем», как бы эгоистично это не выглядело, но их это ничуть не беспокоит. По причине отсутствия друзей и осознания своей необычности развивается замкнутость.

Коммуникация

При взаимодействии с другими ребятами, ребенок с РАС пытается навязывать собственные правила, не желает принимать чужие идеи, идти на компромисс отказывается. Впоследствии остается отвергнутым.

Одинокий ребенок

Особенности интеллекта

Маленькие гении имеют нормальный или даже завышенный коэффициент интеллекта соответственно возрасту. Их знания можно назвать энциклопедическими, однако применение данных знаний на практике дается тяжело. При обучении выявляется отсутствие абстрактного мышления, неспособность к самостоятельному решению задач, осмысления нет.

Вместе с тем, ребенок достигает многого в выбранной области. Интересуется чаще историей, математикой, программированием, географией, философией.

Распространен симптом механического чтения, характеризующийся непониманием прочитанного (семантическая дислексия). При этом способность письменно излагать мысли достигает высокого уровня.

Привычки

Какие-то резкие перемены наводят панику и страх, поэтому аспергерные аутисты приверженцы стабильного порядка. Им намного удобнее ходить в школу по постоянному маршруту, надевать одни и те же вещи, питаться постоянно тем же.

Внешние раздражители

Вследствие сенсорных нарушений громкий звук или яркий свет приводят к сильному стрессу. Но бывает иначе, аутичная персона реагирует негативно на тихие звуки, незаметные для других. У 70-80% страдающих синдромом, отмечается крайняя чувствительность к некоторым звукам.

Неизвестно, что послужило причиной сенсорных отклонений, но для больного синдромом порой неприятны даже легкие прикосновения.

Ребенок избегает пищи с определенной текстурой, сужая свой рацион, активно избегает запахов духов, чистящих средств, поясняя это тем, что они вызывают тошноту.

Случается так, что при травмах ощущение боли отсутствует или выражено слабо. Ввиду нарушенной сенсорики потребность в теплой одежде, если на улице очень холодно отпадает. У каждого индивидуума сенсорная система либо гиперчувствительна (повышена), либо гипочувствительна (понижена).

Имеется нетипичный возрасту навязчивый страх. Это боязнь ветра, дождя, грозовых туч. А при возникновении опасной ситуации инстинкт самосохранения отсутствует.

Эмоциональность

Детям тяжело определить собственное эмоциональное состояние, выразить чувства или сопереживание кому-то, поэтому они выглядят черствыми, бестактными. Они избегают прямого зрительного контакта с собеседником, но временами способны смотреть на человека нетипичным фиксированным взглядом, будто перед ними неодушевленная вещь.

Речь

Возникают трудности с модуляцией голоса. Детская речь приобретает высоких тонов или «манеры взрослых», что зачастую напоминает «маленького профессора». Грамматически правильная речь сопровождается быстрым либо замедленным темпом, наблюдается монотонность. Характерен большой словарный запас. Из-за желания подражать некоторые услышанные слова заучиваются с той интонацией, с какой были услышаны впервые. Ребенок может вокализировать мысли, говорить сам с собой. Например, записывая слово или букву, протягивать «оооо».

Нарушение двигательных навыков

Детям трудно играть с мячом, крутить педали велосипеда, бежать, поскольку координация нарушена, а движения неловкие. Ввиду слабо развитой мелкой моторики почерк выглядит корявым, совсем неразборчивым. Несложная задача как завязывание шнурков или застегивание пуговиц потребует много усилий, поэтому этот навык осваивается дольше всего. Походка отличается жесткостью (иногда бодростью), руки опущены вниз, будто несут пакеты, осанка нарушена.

Стресс-фактор

Когда возникает стрессовая ситуация начинается такое состояние как мелтдаун. По-простому срыв. Он вызывается перегрузкой нервной системы. К примеру, когда индивид находится там, где его окружает толпа или ощущается резкий запах или слышен неприятный звук, начинается мелтдаун. Также резкая смена распорядка ведет к этому. Срыв сопровождается аутоагрессией (причинением вреда себе), криками, повторяющимися действиями (монотонное раскачивание из стороны в сторону). Реакция на стресс у каждого разная. Иногда при воздействии стресс-фактора разум будто «отключается», реакция на внешние раздражители пропадает, человек не отвечает, когда его спрашивают, смотрит в одну точку, погружен глубоко внутрь себя (возможна потеря сознания). Это помогает преодолеть стресс.

Признаки синдрома у взрослых

Характерные для заболевания Аспергера симптомы сопровождают больного до конца жизни, однако выраженность их с возрастом снижается, но признаки никогда не исчезают полностью. Зачастую остается проблема коммуникативного характера.

Синдром Аспергера

Сенсорные проблемы

По некоторым сведениям до 40% аспи обладают некой чувствительностью к сенсорным стимулам. Жужжание насекомого, шум машин, звук работающей стиральной машинки доставляют сильный дискомфорт. Но так происходит не всегда, у некоторых система слуха, зрения, обоняния, вкус или осязание притуплена.

У отдельных индивидуумов встречается прозопагнозия, при которой, способность к запоминанию и распознаванию лиц снижена. Они не узнают знакомых, но чтобы сориентироваться берут во внимание детали (жестикуляцию, деталь одежды, голос). Это напоминает ситуацию, когда знакомый человек идет вдалеке, а узнать его можно по походке или общим чертам. В редких случаях «аспергерному аутисту» трудно распознать себя или родственника на фотографии.

Чувства

Аутичные личности не привыкли приукрашать или смягчать горькую правду, поэтому их честности остается только позавидовать. Они говорят все, что вздумается. Часто прямодушие воспринимается окружающими как грубость или слабоумие. Аспергеры нейтрально относятся к критике, она не вызывает у них эмоций, равно как и лесть по отношению к ним. Они лишены ехидства и чувства зависти.

Аутичные персоны отличаются черно-белым мышлением. Если они решили, что кто-то им не нравится, то переубедить их никак не удастся, насколько бы хорошим и добрым на самом деле ненавистный персонаж не оказался.

Ритуалы

Во избежание замешательства аспи стараются соблюдать свои ритуалы. Они очень болезненно воспринимают какие-либо перемены. Им удобнее ходить по одному и тому же маршруту, одеваться по определенной отработанной схеме. Они спокойно отнесутся к изменениям, только когда будут точно о них знать.

Воображение

Наблюдаются сложности с социологическим воображением. Порой альтернативные решения ситуаций кажутся немыслимыми и маловероятными. Аспергеры считают фантазии нелепыми и концентрируются там, где больше всего логики.

Коммуникация

Аспи-человек сердится, когда его перебывают, причем сам так делает постоянно, иногда говорит вместе с кем-то. При разговоре, отвечая на вопрос, он может надолго замолчать, затем отвернуться от визави. Создастся впечатление, будто он завис, однако переспрашивать повторно не требуется, нужно немного подождать. Очередной вопрос запустит снова длительный мыслительный процесс. Человек постоянно меняет темы, не осознавая, что собеседнику не ясно о чем разговор. Страдающие синдромом, не понимают сарказма, иронии, шуток, у них не развита мимика, не богата жестикуляция. Невинное подшучивание вызывает стресс. Им сложно как начать разговор, так и правильно его завершить.

Стресс

Смена привычного режима вызывает нервную перегрузку, что выливается мелтдауном (срывом). Если запланированная прогулка или поездка внезапно отменилась, человек переживает кризис, отказывается общаться с близкими. Срыв проявляется не так как в детском возрасте. Версия срыва у взрослых представлена несколькими из вариантов:

  • насилие по отношению к членам семьи;
  • гнев, сопровождающийся разбиванием предметов;
  • битье головой о какой-либо предмет;
  • угрозы;
  • уход от супруга;
  • хождение туда-сюда по кругу;
  • плач;
  • внезапный уход с работы;
  • беседа с самим собой;
  • крики.

 

Стресс

После свершившегося аутичных взрослых мучают угрызения совести.

Сопутствующие синдрому Аспергера симптомы

Ученые заметили некую коморбидность (сопутствующие синдрому еще 2-3 заболевания) у лиц, имеющих РАС, на ее долю приходится 65%. Изучая историю болезней определенной группы, исследователи выявили, что синдром Аспергера нередко ассоциируется с аминоацидурией (выведение с мочой аминокислотных продуктов в норме там не содержащихся), слабостью связок. Медицинские исследования показали высокий процент эпилепсии, невербальное расстройство обучения у обследуемых мужчин. Достаточно распространены сопутствующие синдрому недуги, как обсессивно-компульсивное расстройство, тик, синдром Туретта, биполярное расстройство.

Тип аутичности

Если брать во внимание поведенческий фактор, то пациенты распределяются на 3 группы:

Актер. Желает общаться с остальными. Пытаясь достичь цели, копирует поведение среднестатистического гражданина. Впоследствии хорошо вливается в общество, мало кто замечает какие-либо отклонения.

Изгой. Группу составляют те, кто хочет подружиться, но испытывает трудности ввиду отсутствия социальных навыков. Характерная чудаковатость отталкивает социум. По этому поводу «изгои» страдают от депрессии, потому что приспособиться к миру не получается.

Одиночка. Тип, не желающий иметь какие-либо межличностные отношения. Это правило не распространяется на близких. «Одиночкам» проще завести отношения на профессиональной основе, чем на личной, сексуальная составляющая жизни их не интересует. Они не пытаются менять образ жизни, но часто подвергаются депрессии.

Положительные стороны синдрома

Несмотря на то, что это патология, все же позитивные качества найти можно. Среди плюсов:

  • отличная память;
  • честность;
  • сосредоточенность на конкретном виде деятельности (это позволяет стать ведущим экспертом в своей сфере);
  • систематическое мышление, внимательное изучение деталей (полезно для инженерного дела, программирования, бухгалтерского учета);
  • взгляд на мир с другой точки зрения (видеть те вещи, которые остальные не замечают).

Диагностика

Диагностику проводят педиатр или терапевт, после осмотра отправляет пациента к неврологу, психологу и психиатру для точной постановки диагноза и дальнейшего лечения. Возможно, понадобится помощь логопеда, массажиста, рентгенолога, чтобы корректировать некоторые признаки.

Прежде чем ставить диагноз требуется дифференцировать другие болезни от Аспергера, симптомы которых напоминают этот синдром. Необходимо сдать анализ крови, пройти рентгенографию, провести проверку слуха. По показанию выполнить МРТ мозга, ЭЭГ.

Отклонения выявляют по давно разработанным диагностическим критериям, стоит сделать акцент на том, что не всегда врачу удается сразу распознать данное нарушение.

Диагностические критерии для определения синдрома

Чаще всего диагностика проводится с 4 до 11 лет. Диагностика Аспергера у взрослых усложняется тем, что диагностические критерии разработаны для детской возрастной категории. Оценивают состояние больного по следующим критериям:

Диагностика Сатмари Диагностика Гиллберга Диагностика по МКБ-10 Диагностика по руководству DSM-IV
Одиночество (присутствие 2-х критериев из 4 является показательным):

  • отсутствие близких друзей;
  • избегание общества;
  • одиночка;
  • незаинтересованность в приобретении друзей.

Нарушение социального взаимодействия (подтверждается, если проявляется 1 из 5 критериев):

  • обращение к другим только из-за своей нужды;
  • односторонее отношение со сверстниками;
  • неуклюжесть при обращении;
  • проблемы с осознанием человеческих чувств;
  • неумение сопереживать.

Нарушенное невербальное общение (проявляется как минимум 1 признак из 7):

  • ограниченная мимика лица;
  • неспособность читать эмоции посторонних;
  • неспособность передавать информацию посредством задействования глаз;
  • отведение взгляда;
  • отсутствие жестикуляции при самовыражении;
  • размашистые жесты, неуклюжесть;
  • слишком близкое приближение к собеседнику (нет дистанции).

Речевые трудности (минимум 2 признака из 6):

  • нарушенная интонация;
  • излишняя болтливость;
  • излишняя молчаливость;
  • неумение включаться в разговор;
  • повторяющаяся речь;
  • избегание употребления некоторых слов.
Тяжелые нарушения при социальных отношениях (показательным является присутствие минимум 2 из 4 признаков):

  • непонимание намеков;
  • отсутствующее желание к взаимодействию;
  • неумение нормально взаимодействовать;
  • неприемлемое поведение эмоционального и социального плана.

Узкая заинтересованность (минимум 1 признак из 3):

  • игнорирование других деятельностей;
  • «залипание» над конкретным занятием;
  • развитость механического запоминания лучше, чем логического.

Следование распорядку (хотя бы 1):

  • самостоятельное соблюдение определенного режима;
  • принуждение других к следованию распорядка.

Проблемы с речью (3 подтвержденных признака из 5):

  • «академическая», педантичная речь;
  • правильное выражение мыслей;
  • необычный голос, проблематичная просодика (высота, придыхание, тембр, прочее);
  • нарушенное понимание при искаженной интерпретации подразумеваемых значений;
  • задержка речевого развития.

Проблематичная невербальная коммуникация (подтверждение 1 из 5):

  • ограниченная эмоциональность на лице;
  • минимум жестов;
  • неподходящие по смыслу выражения;
  • неловкость при использовании языка жестов;
  • странноватый зафиксированный взгляд на чем-то.

Также свойственна плохая координация, трудности письма, неточная артикуляция.

  • стереотипный, повторяющийся набор интересов;
  • задержки в речи нет (первые слова до 2-3 лет);
  • нормальный интеллект;
  • моторная неуклюжесть.
Нарушенная социализация (2 подтвержденных признака из 4):

  • избегание взгляда «глаза-в-глаза», странные позы, мимика, жесты;
  • сложности при общении со сверстниками нормального уровня развития;
  • отсутствующая эмоциональная взаимность;
  • отсутствующее чувство разделения радости (должно выражаться через показ достижений или предмета обожаний).

Стереотипность (1 признак из 3):

  • ограниченность интересов, порой странная увлеченность;
  • крепкая приверженность к привычному порядку, ритуалу;
  • повторяющиеся движения (размахивание перед собой чем-то, скручивание рук);
  • пристальное внимание к части предмета.

Берется во внимание тот факт, что интеллектуального или речевого отставания нет.

Существует процедура генетического исследования патологии Аспергера, но она дорогостоящая.

Для общей оценки состояния в клиниках проводят нейропсихологическое исследование, включающее изучение речи, объема памяти, склонность к определенному виду деятельности, пространственное представление, двигательные функции.

Тесты

Чтобы диагностировать отклонение Аспергера у взрослых применяют следующие тесты:

  • RAADS-R (предложены жизненные ситуации, где нужно выбрать различные варианты, соответствующие собственному «Я»);
  • Aspie Quiz (тест из 100 пунктов определяет аутичные черты);
  • Торонтский алекситимический тест (TAS; шкала используется для распознавания уровня эмоциональности, нетипичных телесных ощущений).

Существуют онлайн-тесты на определение синдрома, но точную оценку даст только специалист.

Дифференциальный диагноз

Для постановки диагноза важно отличить некоторые болезни от синдрома Аспергера, признаки, которых напоминают синдром. Среди них:

  • простой тип шизофрении;
  • шизотипическое расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ананкастное расстройство личности (навязчивые мысли);
  • расстройство привязанности детского возраста (привязанность к малознакомым или неправильная реакция на социальные взаимодействия);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • биполярное аффективное расстройство;
  • синдром Туретта.

Возможны подобные симптомы при перенесении энцефалита.

При постановке диагноза потребуется информировать школьный персонал и сверстников об индивидуальных особенностях больного синдромом, чтобы облегчить ему пребывание в коллективе, но без письменного разрешения его родителей это делать запрещено.

Лечение

Специфические таблетки для лечения болезни Аспергера не существуют. Помогают лишь походы к психологу. Психолог учит таких клиентов, как справляться со стрессом в повседневной жизни, выстраивать коммуникацию.

Медикаментозная терапия

Хотя фармакологическая поддержка иногда предоставляется. По показаниям назначают психотропные препараты – антидепрессанты (для подавления депрессии), нейролептики (для угнетения повышенной нервной деятельности, устранения бреда, психоза), психостимуляторы (для активизации умственных процессов).

При синдроме антидепрессанты флуоксетин (торговая марка «прозак»), флувоксамин (торговая марка «Лувокс»), сертралин (торговая марка «золофт») из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) показали эффективность при повторяющейся линии действий.

Среди нейролептиков смягчающее действие на симптомы оказывает Рисперидон и Оланзапин. Но побочным эффектом нейролептиков является увеличение слюноотделения, мышечные спазмы, набор веса, повышение уровня сахара в крови, сонливость, акатизия (неусидчивость), аномалии метаболизма.

При гиперактивности применяют симпатолитики, они тормозят передачу нервного импульса, отвечающего за адренергитическое возбуждение. Их побочные эффекты – это ночное недержание мочи, сонливость, запор, легкая раздражительность, головные боли.

Немедикаментозные способы лечения

Немедикаментозная терапия предусматривает:

  • занятия с логопедом;
  • лечебную физическую культуру (ЛФК);
  • тренинг социальных навыков;
  • физиотерапию;
  • когнитивно-поведенческую психотерапию.

На занятиях с логопедом обучат правильному общению, при наличии дефекта заикания произведут коррекцию речи, придадут «живости» интонации, эмоциональную окраску. Занятия состоят из задавания дополнительных вопросов, когда ученик отвечает устно, за инициативность предусматривается поощрение. Стоит использовать понятные сообщения, чаще пользоваться жестами, избегать метафор, говорить напрямую. Важным аспектом является наблюдение за посторонними. Необходимо анализировать поведение остальных, чтобы адаптироваться.

Ребенок пишет

Со стороны родителей требуется:

  • избегать скандалов, криков (это сильно угнетает аутичною личность, провоцируя истерику);
  • познавать новую информацию о синдроме;
  • ненавязчиво обучать аутичную личность правилам этикета;
  • поощрение за корректное поведение;
  • знать особенности личности, не нарушать ее распорядок;
  • поддержка выбора малыша в понравившейся ему сфере.

Когнитивно-поведенческая терапия включает проведение АВА-терапии. Это техника, основанная на коррекции коммуникационных и бытовых навыков путем поощрения в виде похвалы, вкусной еды, выдачи жетонов. Во время урока отдельно изучают каждое простое действие, затем объединяют воедино с остальными, выстраивая последовательность.

Чтобы обучить социальным навыкам рекомендуется использовать:

  • истории, сценарии;
  • ролевые игры;
  • видеозаписи и аудиоматериалы, где содержится правильная и неправильная реакция при различных жизненных ситуациях;
  • обсуждение комиксов (для визуализации действий);
  • специально подобранных друзей/помощников (сопровождающий человек на время адаптивного периода);
  • визуальные карточки с «правилами» (напоминания о поведении).

Физиотерапия

Физиотерапия благоприятно воздействует на весь организм, укрепляет иммунитет, восстанавливает. Физиотерапия может быть назначена при сопровождающих синдром Аспергера симптомах – притупленном или обостренном сенсорном восприятии, ослабленном иммунитете, судорогах, отсутствии аппетита, патологиях с ЖКТ.

Физиотерапевтические процедуры включают:

  • массаж;
  • гелиотерапию (использование солнечного света);
  • гидрокинезиотерапию (упражнения в бассейне);
  • микрополяризацию головного мозга (воздействие слабого тока);
  • магнитотерапию (воздействие магнитным полем);
  • лекарственный электроофрез (введение лекарств посредством постоянного электрического тока).

Каждая методика подходит под индивидуальный случай, процедуры назначает лечащий врач.

Питание и физические нагрузки (ЛФК) при синдроме Аспергера

Аспи свойственна определенная капризность при выборе еды. Они имеют индивидуальные пищевые привычки, но если питание будет несбалансированным, это плохо отразится на общем самочувствии. Иногда отмечается хроническое переедание, либо недоедание. Чтобы отслеживать проблемное питание ведут дневники, куда записывают время трапезы, размеры съеденного, состав блюд.

Альтернативная медицина предлагает использовать специальную диету – безказеиновую или безглютеновую, пить витамины, принимать рыбий жир. Согласно научно необоснованным данным, рыбий жир помогает преодолеть тревогу. В любом случае вреда от его приема не будет.

Хоть альтернативная медицина и рекомендует придерживаться диеты без глютена, казеина и пептидов, польза ее не доказана.

Если говорить об аутизме, то из рациона исключают:

  • глютен: овес, пшеницу, хлебобулочные изделия, колбасу, конфеты, чай, кофе, соусы, фарш;
  • казеин: сыр, молоко, мороженое, молочные десерты, маргарин;
  • пептиды: молочные продукты, рыбу, курицу, злаковые культуры, бобы, морепродукты, редис.

Рацион обязательно должен содержать:

  • витамины группы В: печень животных, мясо, устрицы, рыба, морская капуста, яйца;
  • йод (его дефицит вызывает слабоумие): морская капуста, креветки, мидии;
  • фолиевую кислоту: зелень, шпинат, брокколи, спаржа, листовой салат.

Стоит помнить, что диета, прежде всего, оправдана при наличии патологий ЖКТ, в противном случае диеты не нужны, стоит ограничивать лишь потребление вредных продуктов (чипсы, фастфуд, сахар). Исключение из рациона искусственных красителей, ароматизаторов полезно для мозговой активности.

Часто малыши отказываются пробовать новые продукты, но чем больше они будут информированы о них, тем охотнее попробуют, потому что привыкли к систематизации вещей. Им нужно объяснить, откуда продукт взялся, почему он так пахнет, почему выглядит подобным образом. Важно перечислить всю пользу.

Для коррекции состояния рекомендуются также физические нагрузки. Они необходимы, чтобы избавиться от присущей аспи-личностям неловкости, раскоординированности, не плавности движений.

Комплекс занятий включает:

Развитие моторики: перекатывание мяча от себя/к себе, ловля, подбрасывание, отбивание мяча двумя руками;

Укрепление мышц ног: ходьба на месте, прыжки на одной или двух ногах, прыжки на батуте, тренировка с велотренажерами, езда на велосипеде;

Упражнения, развивающие равновесие: неподвижное стоячее положение с закрытыми глазами, прохождение по ровной линии, хождение по скамейке;

Улучшение навыка лазания: перелезание через скамейку, лазания по вертикальной лестнице.

Командные виды спорта не подойдут. Следует остановить выбор на плавании (оно успокаивает, повышает мышечный тонус),  верховой езде (аспергерным аутистам проще общаться с животными), легкой атлетике, беге (помогает стать выносливее). Аспи особенно нравится игра боулинг. Можно пройти курсы боевых искусств. Они повышают самооценку, дополнительно закаляют физически.

Важно помнить, что нельзя излечить полностью синдром, признаки все равно дают о себе знать, только в менее выраженной форме.

Последствия и осложнения

У пациентов с РАС наиболее частыми осложнениями являются тревожные и депрессивные расстройства, поскольку они осознают, что сильно отличаются от остальных. Депрессивные состояния наблюдаются у 65% пациентов. На фоне депрессии существует вероятность суицидальных мыслей. Присутствуют постоянные резкие перепады настроения.

Депрессия

Иногда проявляется двигательная кататония (ступор). Мышцы напряжены, больной надолго принимает одну позу, даже если она неудобна.

Усугубление симптоматики ведет к социальной изоляции, навязчивым состояниям (ОКР). При  обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) больные постоянно моют руки, панически боясь заражения паразитами (дерматозойный бред), каждый час делают уборку дома, напрягаются, когда вещи не находятся на месте, прочее.

Прогноз

С взрослением признаки синдрома утихают, но не исчезают навсегда. Лишь около 20% смогут адаптироваться в социуме, но проблема необщительности все равно останется. При синдроме влияния на продолжительность жизни нет.

Наблюдается склонность к развитию иных психических заболеваний – тревожности, клинической депрессии. Эти состояния решающие в прогнозе. Опасность представляют суицидальные мысли на фоне депрессии. По сведениям Wolff& Chick (1980) у 5 из 22 обследуемых фиксировались попытки суицида. Стрессовые ситуации могут повлечь за собой появление излишней агрессивности, невнимательности, гиперактивности.

Большинство лиц, страдающих синдромом, остаются жить с родителями, немногие женятся, находят работу. Страдающие СА рискуют подвергнуться юридическим последствиям ввиду собственной наивности, отсутствия интуиции. Их легко могут эксплуатировать для достижения личных целей.

При ранней диагностике прогноз значительно лучше, чем при обнаружении отклонения уже в подростковом возрасте.

Профилактика

Предотвратить развитие осложнения поможет лишь социальная адаптация еще с детства, а именно походы к профессиональным психологам, неврологу, поддержка родных. Нужно принимать детские причуды, чтобы не усугублять проблему. Профилактика такая же, как при лечении. Дополнительно назначают профилактические мероприятия – лечебную физкультуру, диету, фармакологическую помощь, витамины.

К сожалению, изначально предотвратить появление синдрома Аспергера у детей, если он обусловлен генетически невозможно.

Известные люди с синдромом Аспергера

Несмотря на известность и славу некоторые известные личности испытывают или испытывали когда-то стрессовое состояние от пребывания в социуме.

Стивен Спилберг

В детстве режиссер испытывал трудности при общении с друзьями. Стивен Спилберг отдавал предпочтение времяпровождению с игрушками и выдумыванию историй.

Синдром Аспергера, фото Стивена Спилберга

Стивен Спилберг

Альберт Эйнштейн

Физик страдал психическим недугом. До 9 лет он не умел свободно общаться, учился плохо, а родители считали его умственно отсталым.

Синдром Аспергера, фото Альберта Эйнштейна

Альберт Эйнштейн

Исаак Ньютон

У Ньютона тоже наблюдались проблемы коммуникативного характера. Известный физик не был любителем ходить в гости или приглашать их к себе. Все, что физики не касалось, он считал тратой времени.

Гэри Ньюман

Талантливый рок-музыкант ради любимого дела преодолел страх перед социумом. В детстве музыкант часто посещал психолога. Тогда врач заметил проблемы с адаптацией.

Сьюзан Бойл

У певицы британского происхождения тоже замечен синдром, признаки дают о себе знать, о ее странном поведении стали поползать слухи и она публично заявила об имеющемся диагнозе, чтобы прекратить сплетни.

Чарльз Дарвин

Как утверждал профессор Тринити-колледжа Майкл Фицджеральд, Чарльз был одержим изучением природы и страдал от одиночества, что показывало наличие психического нарушения.

Никола Тесла

История говорит, что изобретатель избегал любых контактов, у него не было ни жены, ни каких-либо интимных отношений. А простые прикосновения он считал крайним вторжением в личное пространство, поэтому разрешал прикасаться к себе лишь близким друзьям, с которыми был знаком очень давно.

Синдром Аспергера, фото Николы Тесла

Никола Тесла

Стэнли Кубрик

Кинорежиссер, создавший такие известные кинокартины как «С широко закрытыми глазами» и «Сияние» страдал от нарушения координации движений и испытывал трудности при взаимодействии с внешним миром.

Билл Гейтс

Легко заметить, как во время интервью Билл избегает визуальных контактов. Предприниматель не любит общаться, легко выходит из себя.

Энтони Хопкинс

Когда Хопкинс был подростком, у него диагностировали дислексию (трудности с чтением и написанием слов), поэтому он плохо учился. Когда с диагнозом актер смирился, по исполнении 80 лет ему неожиданно поставили новый – синдром Аспергера. Хопкинс признает, что он одинок и не любит посещать вечеринки, подтверждая свою замкнутость.

Синдром Аспергера, фото Энтони Хопкинса

Энтони Хопкинс

Дэн Эйкройд

Диагноз актеру и режиссеру, известному по франшизе «Охотники за привидениями», выставили еще в 80-х годах. Симптомы у актера схожи с симптомами Стивена Спилберга: трудное детство, очень узкий круг общения.

Заключение

Синдром Аспергера – это психологическая проблема, которая остается навсегда, но со временем признаки просто приглушаются по ходу становления личности. Недуг наиболее выражен у детей, симптомы проявляются преимущественно у мальчиков, поскольку девочкам легче справляться с социализацией.

За 2005-2015 гг. синдром Аспергера зарегистрирован у около 37 млн. чел. в мире.