Как родителям, нам нравится думать, что мы любим и относимся к нашим детям одинаково. Но может быть, когда дело доходит до денег для наших сыновей и дочерей, мы глубоко предвзяты?
Новые исследования, которые будут опубликованы в выпуске «Журнала потребительской психологии» за январь 2018 года, показывают, что когда дело доходит до расходования денег, матери могут быть склонны к своим дочери и отцам к своим сыновьям. Другими словами, однополые смещения, по-видимому, влияют на привычки в расходах родителей, несмотря на существующие исследования, свидетельствующие о том, что почти все родители отрицают, что когда-либо действовали предвзято, сообщает журнал Medical News Today.
Первым автором исследования является Ламбрианос Никифоридис, профессор маркетинга в Школе экономики и бизнеса при Государственном университете Нью-Йорка в Онеонте. Профессор Никифоридис и его коллеги провели четыре исследования, изучающие, отдают ли родители предпочтение детям в зависимости от их пола.
В трех исследованиях подтверждается однополое смещение симпатий родителей
Первое исследование включало гипотетический сценарий, принять участие в нем было приглашено 250 участников. Родителям была предоставлена возможность выиграть подарочную карту на $50, и их спросили, кому из их гипотетических двух детей они будут предлагать деньги. Выбрав между мальчиком и девочкой, им задали следующие вопросы: «Если бы у вас было недостаточно ресурсов, чтобы инвестироватьдвоих ваших детей, в кого бы вы вложили свои ограниченные ресурсы?» и «Если бы вам нужно было разделить ограниченные ресурсы между двумя вашими детьми, как бы вы их разделили?»
В этом первом исследовании отцы выбрали своего сына в качестве получателя денег почти на в 62 процентах случаев, а матери выбрали свою дочь в 71 проценте случаев.
Второе исследование уже не было гипотетическим, в том смысле, что в нем участвовали «настоящие» родители и их дети. Пятьдесят два родителя были приглашены в зоопарк со своими детьми и их попросили принять участие в опросе. Опрос предоставля им шанс выиграть приз для своих детей: родителям было предложено выбрать, хотели выиграть школьный пакет для своего сына или для дочери. Этот эксперимент был проведен в начале учебного года.
В этом исследовании матери выбрали дочь почти в 76% случаев, а отцы выбрали своего сына в 87% случаев.
В следующем, третьем исследовании ученые хотели выяснить, является ли причиной этих предубеждений более сильная личная идентификация с полом детей. Таким образом, они добавили «идентификацию» в качестве посреднического фактора для их анализа. Это означало, что в дополнение к гипотетическому сценарию, аналогичному сценарию первого эксперимента, родителям задавали такие вопросы, как: «Кого вы больше отождествляете себя – с вашим сыном или дочерью?»
Затем, чтобы выяснить, действительно ли ответы на такие вопросы определяют отклонения в расходах, исследователи применяли так называемую процедуру начальной загрузки. Этот анализ также доказал гипотезу исследователей, показав, что отцы действительно отождествляли себя со своими сыновьями и матери со своими дочерьми.
«Что еще более важно, – пишут авторы, – был значительный косвенный эффект посредством идентификации».
Предпочтения не зависят от страны и культуры
Наконец, в четвертом эксперименте профессор Никифоридис и команда хотели посмотреть, будут ли результаты этих первых трех экспериментов актуальны в другой культуре.
Таким образом, они набрали 412 родителей детей разных полов из базы данных Amazon MTurk. Из них 195 базировались в Соединенных Штатах, а 217 – в Индии. Им всем приходилось выбирать, кому из своих детей они дадут казначейскую облигацию США в размере 25 долларов США. Кроме того, участники должны были ответить на вопросы о психологической идентификации, аналогичной тем, что были в третьем эксперименте.
В этом эксперименте также родители в обеих странах систематически чаще предоставляли казначейскую облигацию ребенку своего пола.
В целом, все четыре исследования подтвердили гипотезу о том, что родители лояльные относятся к ребенку своего пола, и этот эффект был замечен в двух разных культурах.
Соавтор исследования Кристина Дюранте, профессор маркетинга в Rutgers Business School в Нью-Джерси, говорит, что этот эффект может распространяться за пределы семьи и быта.
«Если женщина отвечает за принятие решений о поощрении на рабочем месте, – говорит она, – женщины-работники могут с большей вероятностью получить премию. И наоборот, если мужчины отвечают за такие решения».
«Если эта гендерная предвзятость влияет на решения, связанные с благотворительностью, экономией колледжа, акциями и политикой, тогда это может иметь глубокие последствия и нужно это учитывать в будущем».
Профессор Кристина Дюранте