Дом Мила — Барселонская “Каменоломня”

Дом Мила — Барселонская “Каменоломня”

На Пассеич де Грасия возвышается Каса Мила — дом Мила, построенный Гауди по заказу коммерсанта Пере Мила-и-Кампс. Барселонцы придумали довольно ироничное прозвище “La Pedrera”, что на каталонском языке значит “Каменоломня”. Не без иронии, его называли также “Осиным гнездом” и даже “Паштетным пирогом”.

 

Запись относится к месту: Барселона

Такой была реакция общественного мнения, которое после завершения здания оказалось в полной растерянности перед архитектурой Гауди. Это было что-то невиданное. Многим казалось, что дом Мила — это изображение каменной горы с рядом пещер, откуда исходит мощная жизненная сила. Другим форма фасада напоминала волны, следующие одна за другой, а здание, как живое, повторяло это движение. Ясно одно — мастер черпал вдохновение и идею замысла у природы.

Здание имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляется собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.

Если подняться на крышу дома, можно попробовать понять неистовую фантазию Гауди и поразиться ей: отсутствие оградительных перил, сады, свисающие над внутренними двориками, печные дымоходы, похожие на суровых стражников, скрывающих лица под капюшонами плащей, — вот что представится в этом абстрактном пейзаже. Это настоящий парк скульптуры. Здесь хочется показать побольше фотографий, чтобы хоть как-то охватить грандиозный замысел автора

 

 

Фото на внимательность=) Вдалеке виднеются башни Барселонского долгостроя — Собора Святого Семейства

Оформление балконов, отличающихся большим разнообразием, было выполнено совместно с Хосепом-Мария Хухолем, которому удалось создать настоящее кружево из кованого железа. Несущие стены внутри дома отсутствуют, что дает возможность свободной планировки помещений в зависимости от функциональных целей, будь то квартира или какое-либо другое место. Мозаика и расписные изогнутые потолки, колонны самых причудливых форм, вид на всю Барселону, открывающийся с крыши дома Мила, — все удивительно и неповторимо.

В декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн. Гауди предполагал фасад как ископаемая волна в одном обширном море камня.

Возможно, Педрера — это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде, откуда исходит мощная жизненная сила.

В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание находится в собственности местной сберегательной кассы “Caixa de Catalunya”, которая использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 кв. м. под выставочные цели. Квартира на седьмом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.

Сам Гауди сказал про своё произведение: “… исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света”.